Качество и открытость

Качество и открытость

Елена Бабикова ответила на вопросы редактора газеты "Первый номер"

Формирование программы капитального ремонта, участие жителей в контроле и приемке работ, а также о том, каким станет 2021 год для капремонта многоэтажек. Об этом в интервью с руководителем ФКР Липецкой области Еленой Бабиковой.

- Цены повсеместно растут, два раза в году вырастают тарифы ЖКХ. Будут ли увеличиваться и взносы на капремонт?
- Во многих регионах и в Липецкой области в том числе, размер взноса на капремонт не покрывает реальной потребности для исполнения полного комплекса работ на каждом доме.  В 2020 году взнос в нашем регионе для жителей двухэтажек – 6,40 руб. за 1 кв.м., для жителей домов с лифтом 8,50 руб. за 1 кв.м. Для сравнения с другими регионами, мы на 40 месте по стране по величине из 85 субъектов, которые отчитываются по программе капитального ремонта. При этом, экономически обоснованный взнос для области – 22 рубля. Однако о таком увеличении взноса речи не идет, так как мы понимаем, что это слишком большая финансовая нагрузка на граждан. Тем не менее совсем обойтись без индексации взносов не получится.

- Как формируется программа капремонта?
- В целом по России существует общая проблема – отсутствие технического мониторинга домов. Пока не заходит ФКР, неизвестно техническое состояние дома, хотя, это в зоне ответственности УК и органов местного самоуправления. Бывает, приходим на дом - срок его ремонта подошёл, но часть работ уже сделана: самими жильцами, УК, но информации про эти работы нет. Бывают и обратные ситуации, когда необходимо ускорить ремонт. Сейчас область прорабатывает инструменты для решения этой задачи.

 - Елена Игоревна, мы видим, как пандемия сказалась на работах по капитальному ремонту домов?
- Сказалась, конечно. Были ситуации, когда жители волновались за своё здоровье и не всегда пускали в квартиры подрядчиков, хотя рабочие соблюдали все меры эпидбезопасности. Было и такое, что жители болели, находились на самоизоляции – приходилось ждать. Некоторые торговые площадки не работали. Из-за этого было упущено время. Пандемия повлияла и на наличие материалов – некоторые заводы сократили объёмы. Например, за древесиной, её используем при ремонте крыш - подрядные организации стояли в очереди. Но и в таких сложных условиях мы смогли отремонтировать домов даже больше, чем в прошлом, относительно благополучном году. 
 
- Каким будет 2021 год для капремонта?
- К сожалению, больше домов, чем мы сделали в 2020-м, сделать не сможем. Думаю, что по объёмам будет как в текущем году. Та финансовая ситуация, что сложилась, непростая. Она заставляет менять планы. И в этом нам помогают жители домов.  Мы недавно провели масштабный социологический опрос. На наши вопросы ответили более 3500 человек. Мы учли и разные возрастные группы, и районы проживания. Так как финансирование работ преимущественно происходит за счет взносов людей, мы просто обязаны знать и учитывать их мнение при организации своей работы. По мнению участников опроса, наиболее актуален сейчас ремонт внутренних инженерных сетей: теплоснабжение, электрика, холодная и горячая вода. Это то, что обеспечивает ежедневный комфорт проживания. Поэтому акцент в 2021 году мы будем делать именно на этот вид работ, конечно при условии благоприятной эпидситуации.

 - Как за шесть лет работы изменился технический подход к ремонту домов? Мне кажется, что сейчас фасады интереснее, чем раньше.
- Если ещё четыре года назад достаточно часть проводилось просто утепление фасадов, то сейчас это будет выполняться там, где необходимо. Перед началом работ мы делаем техническое обследование дома, в том числе и на предмет его энергоэффективности. Раньше энергоаудит проводился после ремонта дома. Хотя это не совсем верно и полно, ведь мы не знали, какой класс энергоэффективности был у дома раньше. Иногда в домах торцевые стены промерзают, в квартирах появляется плесень. Зачастую эти вопросы можно решить заменой системы теплоснабжения: меняются трубы, устанавливается тепловой пункт. Регулировка отопления приводит к тому, что стены прогреваются. Но есть дома и такой постройки, которые реально необходимо утеплять - их будем утеплять.

 - То есть технологически всё время идёте вперёд?
- Мы ищем сочетание долговечности, энергоэффективности и цены. Например, в этом году реализуем пилотный проект на трёх домах по применению новой штукатурки, которая должна совмещать в себе функции утепления и выравнивания поверхности. Если энергоэффективность подтвердится, будем использовать на других домах. По крышам в следующем году хотим использовать мембраны. Они хорошо себя показали в других регионах и в плане работ, и в плане эксплуатации. Хотим использовать стропильную системы из металлоконструкций. В этом году уже попробовали на нескольких крышах. Такие стропила долговечны, удобны по сборке и сопоставимы по цене.   Используем силиконовую краску – она самоочищающаяся.

- В первые годы после запуска системы капитального ремонта, у многих граждан не было понимания о необходимости оплат взносов на капитальный ремонт. Были даже своеобразные диссиденты, кто вообще отказывался платить. Как изменилась ситуация сейчас?
 -  Общее понимание системы есть – сейчас гораздо лучше собираемость. Конечно, вопросы остаются и к самому принципу формирования фонда, и к срокам проведения работ. Но сейчас большинство людей уже понимают необходимость программы капремонта.

 - Самостоятельно это сделать люди не могут?
 - Могут. Согласно законодательству, можно создать спецсчёт, аккумулировать взносы там и потом тратить самостоятельно. В Липецкой области только 10% собственников хотят идти таким путём. В Костромской, например, больше - 40%.  Найти подрядную организацию, контролировать качество работ – всё этот ответственность собственника, но эту ответственность не каждый готов на себя брать.  

- Вам хотелось бы большей вовлечённости жителей?
- Да. Капитальный ремонт может и должен проводится по решению собственников. За полгода до ремонта мы направляем квитанцию с предложением жителям принять решение о капитальном ремонте, выбрать на общем собрании уполномоченное лиц, которое будет участвовать в контроле и приёмке работ. Но в случае если жители не выбрали такое лицо, то в данной ситуации у них отсутствует именно юридическое право участия: они не подписывают документы приёмки, акты выполненных работ. Нам хотелось бы, чтобы сразу был старший по дому, который бы представлял интересы жителей, чётко понимал, чего они хотят, потому что все проблемы дома знают только его жильцы, понимают, как будет лучше для них. В целом мы ведем очень большую работу по повышению информационной грамотности населения в вопросах капремонта. Я как руководитель стараюсь еженедельно проводить прямые эфиры в социальных сетях, различные вебинары. Мы очень активно ведем информационную работу и в соцсетях, сняли специальные ролики все в формате «просто о сложном», регулярно освещаем успешный опыт, чтобы у жителей не оставалось вопросов и появлялось желание стать активнее.
 
Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Павел Покидов